
семинар-тренинг «инклюзия в музее»
Создание социо-культурных проектов совместно с людьми с ОВЗ. Экспертная оценка и проектная адаптация музейной экспозиции — в сотрудничестве с незрячими и слабовидящими экспертами.
Регистрация01—02 июня 2021
Программа семинара-тренинга «ИНКЛЮЗИЯ в МУЗЕЕ – создание социокультурных проектов совместно с людьми с ОВЗ»
Цель семинара-тренинга –
создание совместных культурных продуктов на стыке музейной и экскурсионной деятельности силами представителей целевых групп (специалистов музеев, экскурсоводов, сотрудников КДУ и школ с ОВЗ, людей с инвалидностью и родителей/опекунов детей с инвалидностью и ОВЗ).
Задачи семинара-тренинга:
- Рассмотреть понятие инклюзия в разных аспектах, особое внимание уделить понятию «социальная инклюзия».
- Сформировать у аудитории навык анализа собственных потребностей и потребностей разных целевых групп.
- Сформировать у слушателей понимание необходимости взаимодействия с целевой аудиторией (людьми с инвалидностью) при создании социокультурных проектов.
- Дать структурные знания о способах адаптации музейных экспозиций для людей с инвалидностью по зрению.
- Раскрыть слушателям содержание методики тифлокомментария, артмедиации, сторителлинга и их возможностей в культурной (в том числе музейной деятельности) для людей с инвалидностью, в том числе с инвалидностью по зрению.
- Дать навыки совместного социально-культурного проектирования: музей, библиотека, ВОИ, ВОС, ВОГ и др.
Основной метод тренинг-семинара: проектно-деятельностный подход.
Содержание семинара-тренинга:
Модуль 1. «Инклюзия в музее – утопия или реальность».
- Дискуссия «Инклюзия». Инклюзия для людей с ОВЗ. Разные группы инвалидности. Социальное понимание инклюзии. Знакомство, ожидания от семинара, теоретические основы.
- «Что я жду от музея или экскурсии» — клиентоориентированность и стандарты требований к сервису. Практическое задание на выявление потребностей целевой аудитории.
- «Ничего для нас без нас». Необходимость привлечения целевой аудитории к обсуждению, созданию, тестированию идей инклюзивных проектов и самого продукта и услуги. Методики взаимодействия с людьми с инвалидностью. Рефлексия. Обсуждение концепции. Теоретические основы.
- «Особенности восприятия людей с разными ограниченными возможностями здоровья» — тесты на взаимодействие, обсуждение.
- Разработка схемы: «Требования к инклюзивному проекту».
Модуль 2. «Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории».
- Основные приемы тифлокомментария: основы, структура, методика. Лекция + практикум.
- Экскурсия по музею с закрытыми глазами. Практикум.
- Создание музейных историй/экспозиций с использованием сенсорных впечатлений (звук, запах, вкус, тактильные ощущения). Создание story с включением музейных экспонатов и сенсорных ощущений. Практикум.
- Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории. Обзор кейсов.
- Методика создания тактильных моделей. Теоретические основы.
- Тифлоаудиогиды – создание и применение. Теоретические основы. o Универсальный дизайн. Теоретические основы, практическое занятие.
Модуль 3. «Информационная доступность»
- Адаптация сайтов для незрячей и слабовидящей аудитории – основные ошибки. Теоретические основы.
- Визуальная доступность экспозиций: цветовая контрастность, различимость, шрифты, освещение, высота размещения информации. Теоретические основы.
- «Еasy reed или ясный язык» — перевод устных и письменных текстов на простой и ясный язык. Использование терминов. Редактура. Практическое задание.
Модуль 4. Лаборатория «Создание социокультурных проектов совместно с людьми с ОВЗ»
- Основы социально-культурного проектирования.
- Разработка музейного инклюзивного проекта для представителей целевой группы.
- Презентация и обсуждение проектов.
- Грантовые фонды – обзор.
Продолжительность семинара-тренинга:
Семинар-тренинг рассчитан на два дня, каждый день – 5 часов с перерывом.
Применяемые образовательные технологии:
— лекционные занятия; — практические занятия (практикумы); — деловые игры; — ролевые игры; — проектирование
СЕМИНАР АДРЕСОВАН:
- специалистам музеев, выставочных центров, домов культуры;
- операторам внутреннего туризма и независимым экскурсоводам;
- социальным работникам, специалистам реабилитационных служб, некоммерческих организаций, волонтерам;
- «особым» родителям и людям с ОВЗ и инвалидностью, заинтересованным в создании доступных культурных проектов(желающим стать экспертами);
- представителям органов власти, занимающихся развитием доступной среды.
ТЕМЫ СЕМИНАРА:
- Дискуссия «Инклюзия – утопия или реальность?»
- «Ничего для нас — без нас»: разработка модели взаимодействие с экспертами — людьми с ОВЗ
- «Погружение в мир незрячих» — программа арт-медиации и тренинг компенсаторных возмож-ностей в экспозиции «Сад поэта: взаимодействие»
- «Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории» (обзор кейсов/ методика создания тактильных моделей и тифлокомментария)
- Проектная мастерская «Создание и (или) адаптация инклюзивного проекта»
- «Информационное сопровождение инклюзивных проектов и доступности мероприятий — зачем и кому это нужно?»
ВЕДУЩИЕ СЕМИНАРА:
Лившиц Екатерина —
автор и куратор инклюзивных социо-культурных проектов, координатор выставочных, образовательных и событийных проектов, сотрудник ПГОО «Аспектус», директор социо-культурного агентства «Политрук», Пермь
Фирсова Анастасия —
заведующий музея «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве, экскурсовод — разработчик авторских туристических маршрутов, доцент кафедры туризма географического ф-та ПГНИУ, Пермь
ДЛЯ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ
- необходимо вступить в группу проекта «ВОСприятие» в Вконтакте vk.com/vos_priatie
- зарегистрироваться на семинар на портале Тайм-пад
Семинар бесплатный. Все участники получают сертификаты.