Цветовые схемы:
Размеры шрифта:
Текстовый интервал:
Изображения:

семинар-тренинг «инклюзия в музее»
Афиша семинара. Экспозиция в музее, скелет динозавра, слабовидящая девочка в темных очках в наушниках с планшетом в руке тянет руку клинозавру, рыжеволосый мальчик в инвалидной коляске что-то рассказывает ей.

семинар-тренинг «инклюзия в музее»

Создание социо-культурных проектов совместно с людьми с ОВЗ. Экспертная оценка и проектная адаптация музейной экспозиции — в сотрудничестве с незрячими и слабовидящими экспертами.

01 — 02 июня
Исторический парк «Росиия — моя история», ул. Монастырская, 2, конференц-зал
14:00 — 19:00

Программа семинара-тренинга «ИНКЛЮЗИЯ в МУЗЕЕ – создание социокультурных проектов совместно с людьми с ОВЗ» 

Цель семинара-тренинга – 

создание совместных культурных продуктов на стыке музейной и экскурсионной деятельности силами представителей целевых групп (специалистов музеев, экскурсоводов, сотрудников КДУ и школ с ОВЗ, людей с инвалидностью и родителей/опекунов детей с инвалидностью и ОВЗ). 

Задачи семинара-тренинга: 

  1. Рассмотреть понятие инклюзия в разных аспектах, особое внимание уделить понятию «социальная инклюзия». 
  2. Сформировать у аудитории навык анализа собственных потребностей и потребностей разных целевых групп. 
  3. Сформировать у слушателей понимание необходимости взаимодействия с целевой аудиторией (людьми с инвалидностью) при создании социокультурных проектов. 
  4. Дать структурные знания о способах адаптации музейных экспозиций для людей с инвалидностью по зрению. 
  5. Раскрыть слушателям содержание методики тифлокомментария, артмедиации, сторителлинга и их возможностей в культурной (в том числе музейной деятельности) для людей с инвалидностью, в том числе с инвалидностью по зрению. 
  6. Дать навыки совместного социально-культурного проектирования: музей, библиотека, ВОИ, ВОС, ВОГ и др. 
Основной метод тренинг-семинара: проектно-деятельностный подход.

Содержание семинара-тренинга: 

Модуль 1. «Инклюзия в музее – утопия или реальность».

  • Дискуссия «Инклюзия». Инклюзия для людей с ОВЗ. Разные группы инвалидности. Социальное понимание инклюзии. Знакомство, ожидания от семинара, теоретические основы.
  • «Что я жду от музея или экскурсии» — клиентоориентированность и стандарты требований к сервису. Практическое задание на выявление потребностей целевой аудитории. 
  • «Ничего для нас без нас». Необходимость привлечения целевой аудитории к обсуждению, созданию, тестированию идей инклюзивных проектов и самого продукта и услуги. Методики взаимодействия с людьми с инвалидностью. Рефлексия. Обсуждение концепции. Теоретические основы.
  • «Особенности восприятия людей с разными ограниченными возможностями здоровья» — тесты на взаимодействие, обсуждение. 
  • Разработка схемы: «Требования к инклюзивному проекту»

Модуль 2. «Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории». 

  • Основные приемы тифлокомментария: основы, структура, методика. Лекция + практикум. 
  • Экскурсия по музею с закрытыми глазами. Практикум. 
  • Создание музейных историй/экспозиций с использованием сенсорных впечатлений (звук, запах, вкус, тактильные ощущения). Создание story с включением музейных экспонатов и сенсорных ощущений. Практикум.
  • Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории. Обзор кейсов. 
  • Методика создания тактильных моделей. Теоретические основы. 
  • Тифлоаудиогиды – создание и применение. Теоретические основы. o Универсальный дизайн. Теоретические основы, практическое занятие. 

Модуль 3. «Информационная доступность»

  • Адаптация сайтов для незрячей и слабовидящей аудитории – основные ошибки. Теоретические основы. 
  • Визуальная доступность экспозиций: цветовая контрастность, различимость, шрифты, освещение, высота размещения информации. Теоретические основы.
  • «Еasy reed или ясный язык» — перевод устных и письменных текстов на простой и ясный язык. Использование терминов. Редактура. Практическое задание. 

Модуль 4. Лаборатория «Создание социокультурных проектов совместно с людьми с ОВЗ» 

  • Основы социально-культурного проектирования. 
  • Разработка музейного инклюзивного проекта для представителей целевой группы. 
  • Презентация и обсуждение проектов.
  • Грантовые фонды – обзор. 

Продолжительность семинара-тренинга: 

Семинар-тренинг рассчитан на два дня, каждый день – 5 часов с перерывом. 


Применяемые образовательные технологии: 

— лекционные занятия; — практические занятия (практикумы); — деловые игры; — ролевые игры; — проектирование

СЕМИНАР АДРЕСОВАН:

  • специалистам музеев, выставочных центров, домов культуры;
  • операторам внутреннего туризма и независимым экскурсоводам;
  • социальным работникам, специалистам реабилитационных служб, некоммерческих организаций, волонтерам;
  • «особым» родителям и людям с ОВЗ и инвалидностью, заинтересованным в создании доступных культурных проектов(желающим стать экспертами);
  • представителям органов власти, занимающихся развитием доступной среды.

ТЕМЫ СЕМИНАРА:

  • Дискуссия «Инклюзия – утопия или реальность?»
  • «Ничего для нас — без нас»: разработка модели взаимодействие с экспертами — людьми с ОВЗ
  • «Погружение в мир незрячих» — программа арт-медиации и тренинг компенсаторных возмож-ностей в экспозиции «Сад поэта: взаимодействие»
  • «Основные методы адаптирования выставок и экскурсий для незрячей и слабовидящей аудитории» (обзор кейсов/ методика создания тактильных моделей и тифлокомментария)
  • Проектная мастерская «Создание и (или) адаптация инклюзивного проекта»
  • «Информационное сопровождение инклюзивных проектов и доступности мероприятий — зачем и кому это нужно?»

ВЕДУЩИЕ СЕМИНАРА:

Лившиц Екатерина —

автор и куратор инклюзивных социо-культурных проектов, координатор выставочных, образовательных и событийных проектов, сотрудник ПГОО «Аспектус», директор социо-культурного агентства «Политрук», Пермь

Фирсова Анастасия —

заведующий музея «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве, экскурсовод — разработчик авторских туристических маршрутов, доцент кафедры туризма географического ф-та ПГНИУ, Пермь

ДЛЯ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ

Семинар бесплатный. Все участники получают сертификаты.