Афиша семинара. Экспозиция в музее, картины, древнегреческая амфора — большой кувшин с ручками — на постаменте, слабовидящая девочка в темных очках ощупывает амфору, экскурсовод рассказывает ей об экспонате, держа её руку и помогая изучить экспонат.
Семинар-тренинг «Доступная среда & этика и взаимодействие с незрячими и слабовидящими посетителями»
Для специалистов музеев, культурных организаций, волонтерских объединений, сотрудников администраций.
Регистрация20—21 апреля 2021
Пермь Исторический парк «Россия — моя история» (конференц-зал), ул. Монастырская, 2
12:00 — 17:00
Цель семинара-тренинга –
формирование у участников навыков оценки потребностей людей с инвалидностью, проживающих в территории, и разработки инклюзивных проектов с учетом специфики целевой группы и требований доступности среды (физической, информационной и коммуникативной).
Задачи семинара-тренинга:
- Познакомить слушателей с особенностями людей с различными формами и видами инвалидности.
- Сформировать у слушателей эмпатийное понимание ситуации инвалидности (в том числе инвалидности по зрению) и основные навыки взаимодействия с людьми с инвалидностью с учетом их особенностей.
- Дать структурные знания по инклюзии и доступности среды (физической, информационной, коммуникационной).
- Отработать основные методы взаимодействия с незрячей и слабовидящей аудиторией.
Основной метод тренинг-семинара: проектно-деятельностный подход.
Содержание семинара-тренинга:
1 ДЕНЬ.
Модуль 1. «Ситуация инвалидности».
- Рефлексия «Люди с инвалидностью как посетители организации/учреждения: опыт взаимодействия».
Знакомство, ожидания от семинара-тренинга. - Что такое «Инклюзия или доступность для всех» — презентация кейса выставки «Сад поэта: взаимодействие».
- Особенности людей с различными формами инвалидности:
теоретические основы. - Социальные моделей инвалидности и их последствия, понятие «инклюзии»:
теоретические основы.
Модуль 2. «Взаимодействие с людьми с инвалидностью».
- Коммуникация и этика при работе с посетителями с особыми потребностями.
Деловая игра на навыки коммуникации. - Особенности взаимодействия и этикет в общении с людьми с различными формами инвалидности:
теоретические основы. - Ситуационная помощь людям с разными категориями инвалидности:
ролевая игра. - «Ничего для нас без нас» — технологии выстраивания модели взаимодействия с целевой аудиторией.
Обзор кейсов. - Разработка проекта развития доступной среды в организации и его защита перед участниками семинара:
проектная работа.
2 ДЕНЬ
Модуль 3. «Доступная среда для людей с инвалидностью».
- «Погружение в мир незрячих»:
ролевая игра. - Безбарьерная физическая среда: необходимость, требования, реальность. Универсальный дизайн и разумное приспособление.
Теоретические основы. Практикум. - Люди с различными нарушениями и ресурсы, необходимые для их полноценного включения в общество:
практикум. - Информационная и цифровая доступность (навигация, интернет-ресурсы, «ясный язык») – проблемы и решения:
теоретические основы. - Тифлокомментирование как технология повышения информационной доступности.
Теоретические основы. Практикум.
Модуль 4. Проектная лаборатория «Сетевой проект»
- Разработка инклюзивного сетевого социального (или социо-культурного) проекта для представителей целевой группы и его защита перед участниками семинара (анализ, ошибки, доработка):
проектная работа.
Продолжительность семинара-тренинга:
Семинар-тренинг рассчитан на два дня, каждый день – 5 часов с перерывом. В первый день реализуются модули 1 и 2, во второй – модули 3 и 4.
Применяемые образовательные технологии:
- лекционные занятия;
- практические занятия (практикумы);
- деловые игры;
- ролевые игры;
- проектирование.